Наличие товарной позиции в ТН ВЭД само по себе не является основанием для уплаты утилизационного сбора. Ввозимый товар должен быть предназначен для эксплуатации в качестве транспортного средства или самоходной машины. В данном деле компания ввезла части трактора для освоения его производства и разработки конструкторской документации.
Судебный акт
Определение Верховного Суда РФ от 13.05.2019 № 301-ЭС19-157 по делу № А11-14919/2017
Обстоятельства дела
Ковровский электромеханический завод ввез на территорию Российской Федерации и задекларировал на Владимирском акцизном таможенном посту три машинокомплекта тракторов колесных для сельскохозяйственных работ. Согласно приложению к договору машинокомплект трактора состоит из составных частей: кабина в сборе, колеса передние, колеса задние, основание в сборе, капот.
В связи с ввозом указанных товаров Центральной акцизной таможней в адрес общества направлено уведомление об уплате утилизационного сбора в сумме 2 125 000 рублей.
Поскольку утилизационный сбор не был уплачен обществом в добровольном порядке, таможенный орган обратился в арбитражный суд с требованием о его взыскании.
Суды трех инстанций пришли к выводу об обоснованности требований таможенного органа и удовлетворили заявление.
Завод подал кассационную жалобу в Верховный суд.
Выводы Верховного суда
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления утилизационный сбор за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления).
Таким образом, при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат.
При рассмотрении настоящего дела общество указывало, что является лицом, занимающимся производством и изготовлением транспортных средств на территории Российской Федерации, и осуществило ввоз не подлежащих эксплуатации самоходных машин, а машинокомплектов, то есть наборов компонентов и составных частей, необходимых для производства одной единицы самоходной машины в виде трактора.
Поставленные машинокомплекты предназначались для использования на начальной стадии инвестиционного проекта по освоению производства тракторов ZETOR Forterra 135 в Российской Федерации (в том числе, для создания конструкторской документации) и были приняты к учету обществом в таком качестве.
Общество утверждало, что прошло процедуру сертификации как изготовитель продукции в виде тракторов сельскохозяйственных колесных марки ANT-ZETOR и включено в перечень организаций - крупнейших производителей самоходных машин и (или) прицепов, в связи с чем, в силу названных положений Правил взимания утилизационного сбора, обязанность по уплате данного сбора возникает у него после окончания производства и сборки транспортных средств.
Со стороны таможенного органа доводы общества по существу не опровергнуты. При этом таможенным органом не были представлены доказательства выдачи паспортов самоходных машин в отношении ввезенных обществом товаров, равно как и иных доказательств возможности эксплуатации ввезенных товаров как тракторов.
Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Комментарии
Следует иметь ввиду, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД, само по себе не является основанием для взимания данного сбора;
Для возникновения обязанности по уплате утилизационного сбора должна выполняться вся совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.