ВС РФ напомнил: чтобы обратиться в суд с требованием о возврате платежей, не нужно соблюдать административную процедуру, предусмотренную Законом о таможенном регулировании.
Судебный акт
Определение Верховного суда РФ от 16.05.2019 № 305-ЭС19-344 по делу № А40-15424/2018
Обстоятельства дела
Общество "Восточный Сервис" ввезло на таможенную территорию и заявило к таможенному оформлению на Московской областной таможне товары - светильники и комплектующие к ним.
В ходе таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, таможенный орган пришел к выводу о необоснованности применения обществом первого метода определения таможенной стоимости, в связи с чем таможней вынесены решения о корректировке таможенной стоимости по каждой из представленных деклараций.
После выпуска товаров общество обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей, указав в качестве основания для возврата необоснованность произведенной таможней корректировки таможенной стоимости товаров.
Однако таможня возвратила обществу документы, сославшись на отсутствие доказательств, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Считая свои права нарушенными, общество обратилось в суд.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для вывода о незаконности отказа таможенного органа в возврате таможенных платежей, а также для возложения на таможню обязанности по их возврату, поскольку в комплекте документов, представленных обществом вместе с заявлением о возврате платежей, отсутствовали документы, подтверждающие факт излишней уплаты (взыскания) таможенных пошлин, налогов, а именно, отсутствовала оформленная корректировка декларации на товары.
Суд округа дополнительно отметил, что сам по себе факт представления обществом корректировки декларации не свидетельствует о наличии оснований для возврата таможенных платежей.
Выводы Верховного суда
Судебная коллегия по экономическим спорам не согласилась с позицией нижестоящих судов.
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.
Таким образом, плательщик таможенных платежей вправе требовать возврата сумм таможенных пошлин, налогов, поступивших в бюджет неосновательно (в излишнем размере) в связи с незаконными действиями и решениями таможенных органов.
Защита нарушенного права по усмотрению обратившегося в суд лица может осуществляться как посредством оспаривания ненормативных правовых актов, действий (бездействия) таможенного органа, так и посредством обращения в суд с соответствующим имущественным требованием.
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет в связи с незаконными действиями (решениями) таможенного органа, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата, установленной статьей 147 Закона о таможенном регулировании.
В рассматриваемом случае общество при обращении в суд заявило отдельное требование о возврате излишне поступивших в бюджет таможенных платежей, обосновывая это требование тем, что корректировка таможенной стоимости произведена незаконно.
Принимая во внимание изложенное, судам следовало разрешить спор по существу, дав оценку законности решений о корректировке таможенной стоимости, и решить вопрос о наличии оснований для их возврата с учетом соблюдения срока обращения в суд и текущего состояния расчетов по таможенным платежам. Однако требование о возврате излишне взысканных таможенных платежей судами по существу не рассмотрено.
Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Комментарий
Если Ваша компания оказалась в подобной ситуации, то не забывайте кроме требований о признании отказа таможенного органа незаконным и необоснованным указывать еще и требование о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Это может существенно сократить время разрешения конфликта с органом власти.