Если упаковка не подходит для транспортировки, за причиненные грузоотправителю/грузополучателю убытки отвечает первоначальный экспедитор, на которого была возложена обязанность по этой упаковке.
Судебный акт
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.04.2019 № Ф03-1248/2019 по делу № А51-5620/2018
Обстоятельства дела
Гражданин перевозил свои личные вещи из Магадана в Воронеж и для перевозки привлек общество "МТА" (экспедитор).
Сначала по коносаменту груз в контейнере был принят к морской перевозке силами ОАО "Сахалинское морское пароходство" от отправителя ООО "МТА" для получателя ООО "ДВ ТЭК". Согласно отметке на коносаменте груз был принят к перевозке без проверки содержимого, с оттиском установленных контрольных пломб.
Далее груз прибыл в г. Владивосток и передан ООО "ДВ ТЭК" в рамках заключенного между ООО "ДВ ТЭК" (экспедитор) и ООО "МТА" (клиент) договора на транспортно-экспедиционное обслуживание.
На основании экспедиторской расписки ООО "ДВ ТЭК" передало ООО "Байкал-Сервис Владивосток" груз в целях его доставки по маршруту г. Владивосток - г. Воронеж в адрес Цыбульник А.И.
При приемке груза в г. Воронеж было зафиксировано повреждение груза.
ООО "МТА" компенсировало убытки грузополучателю.
Полагая, что за повреждение груза и понесенные ООО "МТА" затраты по возмещению Цыбульник А.И. причиненного повреждением груза ущерба ответственность лежит на ООО "ДВ ТЭК", ООО "МТА" направило в его адрес претензию, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Выводы судов
По условиям договора с ООО "ДВ ТЭК" обязанность по обеспечению надлежащей упаковки груза возложена на клиента (ООО "МТА"), а согласно отметке на коносаменте груз принят к перевозке без проверки содержимого с оттиском установленных контрольных пломб. Из экспедиторской расписки и талона на погрузку следует, что третье лицо - ООО "Байкал-Сервис Владивосток" приняло груз от ООО "ДВ ТЭК" без видимых повреждений, в упаковке из паллет, пленки, в дополнительной упаковке, без наличия многочисленных сколов, коррозии, доступа к грузу.
Упаковка груза произведена самим ООО "МТА" в рамках заключенного с Цыбульник А.И. договора транспортно-экспедиторского обслуживания, о чем свидетельствует факт оплаты Цыбульник А.И. упаковочных услуг. Кроме того, из представленного в материалы дела экспертного исследования ООО "Воронежский центр судебных экспертиз" следует, что повреждения груза носили внутренний характер и образовались в результате отсутствия в транспортной упаковке средств амортизации и креплений, отсутствия индивидуальной упаковки груза (изделий мебели, деталей мебели).
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, указав, что сомнения в целостности груза могли возникнуть у ООО "ДВ ТЭК" только при видимых нарушениях упаковки, однако из материалов дела следует ее сохранность на протяжении всей перевозки.
Комментарий
Как видим на примере этого дела, нередко для защиты интересов требуется не только анализ одного договора, заключенного между сторонами. Иногда бывает полезным также оценить договоры всей цепочки контрагентов.
Если Вы привлекаете к транспортировке груза третье лицо, то мы рекомендуем в договор включать пункты, касающиеся обязанности по надлежащей упаковке.