Акты тарифного регулирования, которые предполагают неоднократное обязательное применение неопределенным кругом лиц, являются нормативными правовыми актами.
Обжаловать их нужно в суде общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.
Судебный акт
Определение Верховного суда РФ от 16.05.2019 № 304-ЭС19-389 по делу № А45-181/2018
Обстоятельства дела
Приказом были признаны утратившими силу приказы Департамента по тарифам Новосибирской области в части установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя для потребителей предпринимателя, оказывающего услуги по передаче тепловой энергии на территории г. Бердска Новосибирской области, на 2014 год, на 2015 год и на 2016 - 2018 годы.
Ссылаясь на недостоверность выводов регулирующего органа о фактическом прекращении предпринимателем с 01.05.2014 осуществления регулируемого вида деятельности, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суды пришли к выводу о несоответствии оспариваемого ненормативного правового акта законодательству в сфере теплоэнергетики.
Выводы Верховного суда
Судебная коллегия по экономическим спорам пришла к выводу, что арбитражные суды вообще не могли рассматривать заявление теплоснабжающей организации.
Приказы Департамента Новосибирской области:
изданы управомоченным органом государственной власти Новосибирской области,
устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, подлежащие обязательному применению неопределенным кругом лиц - потребителей предпринимателя, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по оплате потребителями услуг предпринимателя.
Иными словами, эти приказы отвечают всем признакам нормативных правовых актов.
Таким образом, вопрос о законности обладающих подобными признаками актов подлежит разрешению судом общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.
Учитывая, что из материалов дела не следует, что предприниматель обращался с аналогичным требованием в суд общий юрисдикции, заявление об оспаривании нормативного правового акта не подлежало рассмотрению арбитражными судами, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене с прекращением производства по делу.
Комментарий
При обжаловании актов госорганов следует четко различать акты, обладающие признаками нормативных и ненормативных актов. Последние обжалуются в порядке гл. 24 АПК РФ в арбитражном суде, а все прочие - в порядке КАС в судах общей юрисдикции. Обратитесь за консультацией к специалистам, прежде чем подавать заявление.