Действующим в Российской Федерации законодательством установлен перечень видов деятельности, на которые требуется получение лицензии. Этот перечень довольно обширный, но при этом закрытый. То есть органы государственной власти не могут требовать от предпринимателя получения лицензии в случае осуществления им деятельности, не включенной в перечень.
Но практика показывает, что закон писан не для всех… Довольно часто возникают ситуации, когда предприниматель даже и не думает заниматься деятельностью, для осуществления которой нужна лицензия, но его, по сути, вынуждают такую лицензию получить.
Ярким примером является ситуация, в которой Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края требует от фермеров получения лицензии на сбор, транспортирование и размещение навоза, который образовывается ежедневно как результат разведения скота.
И ряд фермеров, устав от постоянного натиска, проверок и наказаний, в конце концов сдается и оформляет лицензию, что достаточно трудоемко и затратно, а главное бессмысленно.
На самом деле при соблюдении ряда условий получение лицензии в таких случаях не требуется, что подтверждено практикой. Разберемся почему.
Минприроды Алтайского края в обоснование своей позиции ссылается на то, что навоз, образующийся в ходе деятельности предпринимателя, является отходом 4 класса опасности, предприниматель осуществляет деятельность по обороту навоза, в связи с чем такой предприниматель обязан получить лицензию.
Но Минприроды, видимо, забывает, что требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами распространяется только на специализированные организации, для которых эта деятельность является основной деятельностью, осуществляемой с целью получения прибыли.
Между тем основным направлением деятельности большинства фермеров, в результате которой образуется навоз, является животноводство. Нахождение на территории фермы навоза и его использование в дальнейшей деятельности фермера (например, как удобрение), не может рассматриваться в качестве самостоятельной целенаправленной деятельности по обращению с отходами, требующей получения соответствующей лицензии.
Такой вывод следует и из письма Минприроды России, опубликованном еще в 2016 году, согласно которому в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
Но Минприроды Алтайского края в подобных ситуациях отказывается руководствоваться указанной позицией Минприроды России и выдает предписания об оформлении лицензии. .
Спорить с органом государственной власти, конечно, сложно, но все-таки можно и даже нужно, ведь при грамотном подходе в подобной ситуации можно отстоять свою точку зрения и сберечь как деньги, так и нервы. Поэтому в случае получения фермером-животноводом предписания об оформлении лицензии на право обращения с отходами (навозом), необходимо обратиться в суд с заявлением о признании такого предписания незаконным. При этом фермер, использующий навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, должен заранее позаботиться о том, чтобы у него имелась соответствующая проектная и технологическая документация.