Продавец может сам решить, каким образом устранить недостаток товара: заменить одну из комплектующих или поменять товар на аналогичный. Если продавец выбирает второй способ, то это еще не означает, что недостаток технически сложного товара был существенным.
Судебный акт
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2019 № 32-КГ18-33
Обстоятельства дела
Мужчина приобрел в магазине "Связной" сотовый телефон "Apple iPhone 6S 32 Gb", который впоследствии подарил жене.
Вскоре у телефона перестал работать динамик. Женщина обратилась в магазин с заявлением о ремонте телефона, ссылаясь на наличие в нем дефекта динамика, отсутствие входящей и исходящей связи. Товар был принят продавцом, а на время ремонта женщине выдан подменный телефон.
В этот же день гражданка подала в магазин еще одну претензию, в которой указала, что в случае выявления в товаре существенного недостатка (то есть неустранимого недостатка или недостатка, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени) она отказывается от производства ремонта и просит вернуть ей уплаченные за телефон денежные средства.
После ремонта женщина получила телефон, но в тот же день направила магазину новую претензию, в которой, ссылаясь на замену телефона, заявила об отказе от исполнения договора и потребовала возвратить ей денежные средства.
Магазин отказал в удовлетворении претензии, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Выводы судов
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что магазином полностью и в установленный срок выполнены первоначальные требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков товара, в связи с чем оснований для удовлетворения требований об отказе от исполнения договора и возврате уплаченных за товар средств не имеется.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усмотрела оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Покупатель имеет право на возврат стоимости технически сложного товара, в котором по истечении пятнадцати дней со дня его передачи потребителю обнаружен недостаток, который является существенным.
Остальные случаи, с которыми Закон о защите прав потребителей связывает возможность потребителя отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости технически сложного товара, обусловлены нарушением сроков устранения недостатков товара или невозможностью использования товара вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Телефон "Apple iPhone 6S 32 Gb" относится к категории технически сложных товаров, суд правомерно исходил из необходимости выяснения того, с каким первоначальным требованием обращалась истец к ответчику при выявлении в товаре недостатка и имелось ли у нее законное основание для заявления требования об отказе от исполнения договора и возврате уплаченной за товар суммы.
Магазин, приняв сотовый телефон для устранения недостатков, не установив наличия в нем существенного недостатка, а также действуя в соответствии с условиями гарантии "Apple", в установленный законом срок передало истцу идентичный товар, отвечающий условиям заключенного договора купли-продажи.
Сам по себе способ устранения недостатка товара, используемый продавцом, не определяет существенность недостатка, так как выбор конкретных мероприятий по устранению недостатков с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями) является правом продавца и не обусловлен только характером неисправности.
Комментарий
Закон о защите прав потребителей не содержит каких-либо предписаний относительно того, каким образом должен быть устранен выявленный в товаре недостаток - путем использования запасных частей либо путем замены товара аналогичным изделием;
Если потребитель меняет свое требование относительно способа устранения недостатков товара, то приоритет у того требования, которое заявлено первым. Кроме того, следует учитывать специальные правила в отношении технически сложных товаров.