Судебный акт
Определение Верховного Суда РФ от 02.07.2019 № 310-ЭС19-1705 по делу № А62-5153/2017
Обстоятельства дела
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества и принято решение, которым общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату НДС, налога на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов.
Оказалось, что компания с момента своего образования применяла УСН. Какое-то время спустя ее единственным участником стало юрлицо, но на общий режим она не перешла, продолжив сдавать отчетность по спецрежиму на протяжении более четырех лет, которую без проблем принимала налоговая.
Считая ненормативный акт инспекции частично незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды трех инстанций посчитали, что требования общества не могут быть удовлетворены, поскольку в период с конца декабря 2007 по июнь 2013 оно действительно не соответствовало требованиям, установленным пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса, вследствие чего утратило право на применение УСН, и должно было применять общий режим налогообложения.
С июля 2013 у общества вновь возникло такое право, однако заявление о переходе на УСН общество в налоговый орган не подавало.
Суды отметили, что в силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса, не вправе применять данную систему налогообложения.
Выводы Верховного суда
Судебная коллегия по экономическим спорам не согласилась с выводами судов нижестоящих инстанций.
УСН как специальный налоговый режим установлен в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.
Применение субъектами малого и среднего предпринимательства упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, а не разрешительный характер: правовое значение уведомления, направляемого организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на УСН, состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты.
Принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки не может выступать самостоятельной целью налогового контроля, а при возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер.
Налоговые органы, обладающие сведениями о нарушении налогоплательщиком процедуры начала применения УСН хозяйствующим субъектом, обязаны своевременно осуществлять налоговый контроль и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков, в том числе требовать представления налоговой отчетности, приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках в случае ее непредставления по установленной форме в отношении тех налогов, которые налогоплательщик обязан уплачивать.
Таким образом, в случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.
Сама по себе неподача обществом повторного уведомления о намерении продолжать уплачивать налог по УСН с 2013 года в данном случае не могла служить основанием для принятия инспекцией решения об отсутствии у налогоплательщика права на применение данного налогового режима.
Требования общества были удовлетворены в полном объеме.
Комментарий
Обратите внимание, что принцип, положенный в основу вышеуказанного решения, может использоваться как универсальный: если налоговая инспекция своими действиями фактически констатирует, что нарушений налогового законодательства нет, то позднее она уже не может утверждать обратное.