Необходимо производить процессуальное правопреемство. Новое публично-правовое образование будет является правопреемником по обязательствам прекратившего существование муниципалитета. Дожидаться ликвидации муниципального заказчика не нужно.
Судебный акт
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2019 № 303-ЭС18-23092 по делу № А59-166/2017
Обстоятельства дела
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда удовлетворены исковые требования общества (подрядчик) к отделу по управлению муниципальной собственностью (заказчик) о взыскании задолженности по муниципальным контрактам.
Однако подрядчик так и не смог взыскать долг. В результате административной реформы в регионе муниципалитет был ликвидирован, территории вошли в состав нового административного образования, соответствующий лицевой счет муниципалитета в казначействе был закрыт.
Исполнительный лист был возвращен взыскателю. Это обстоятельство послужило причиной нового обращения компании в суд, однако суды не усмотрели оснований для удовлетворения заявления общества.
Суды сочли, что для организаций, находящихся в стадии ликвидации, законодательством предусмотрен специальный порядок погашения задолженности, в том числе признанной вступившим в законную силу решением суда, а именно: ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Также суды учли, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.
На момент рассмотрения заявления о процессуальном правопреемстве отдел по управлению муниципальной собственностью находился в стадии ликвидации, сведений о прекращении его деятельности и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц не имелось, суды пришли к выводу, что возложенные на должника решением суда по настоящему делу обязанности по выплате задолженности не могут быть переданы иному, вновь образованному юридическому лицу.
Выводы Верховного суда
Верховный суд не согласился с мнением нижестоящих инстанций.
В правоотношениях, возникших из указанных муниципальных контрактов, отдел по управлению муниципальной собственностью выступил в качестве муниципального заказчика от имени, в интересах и для нужд городского поселения, являющегося публично-правовым образованием.
Муниципальное образование - городское поселение прекратило существование в связи с объединением территорий муниципальных образований, входящих в состав муниципального района, с образованием нового муниципального образования - городского округа.
Таким образом, в силу закона вновь образованное муниципальное образование (городской округ) является правопреемником по обязательствам, возникшим у городского поселения в связи с заключением в лице отдела по управлению муниципальной собственностью указанных муниципальных контрактов.
Арбитражный суд должен был произвести замену данной стороны ее правопреемником и указать на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Комментарии
Процессуальное правопреемство означает переход прав и обязанностей от одного субъекта к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника. Даже на стадии исполнительного производства возможно правопреемство.
Если речь идет о ликвидации должника - муниципалитета, то руководствоваться нужно не столько ГК РФ, сколько специальным законодательством об органах местного самоуправления.