Заинтересованные лица вправе обжаловать приказы антимонопольных органов о возбуждении дела в суде.
Судебный акт
Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2019 № 305-КГ18-17135 по делу № А40-250904/2017
Обстоятельства дела
Приказом руководителя ФАС России возбуждено дело по признакам нарушения Правительством Ивановской области антимонопольного законодательства.
Считая, что у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, правительство обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, в котором просило признать указанный приказ ФАС России недействительным.
Прекратив производство по делу об оспаривании приказа ФАС России, суды трех инстанций исходили из того, что оспоренный правительством приказ ФАС России
не устанавливает факт нарушения заявителем антимонопольного законодательства;
не определяет меру его ответственности;
не содержит обязательных к исполнению властных предписаний;
является процессуальным документом, принятым антимонопольным органом в связи с реализацией своих прав по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
устанавливает лишь необходимость выяснения всех обстоятельств посредством проведения последующих процессуальных действий в рамках дела;
при этом не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
Суды сделали вывод, что в связи с этими обстоятельствами приказ не является ненормативным правовым актом, который может оспариваться в судебном порядке.
Выводы Верховного суда
Верховный суд не согласился с судами трех инстанций.
В правовом государстве суд осуществляет контроль за законностью административных процедур и этот контроль по общему правилу распространяется на все случаи, когда права и законные интересы граждан и их объединений могут быть нарушены в результате правоприменительной деятельности органов, наделенных публичными (властными) полномочиями.
Сам факт незаконного возбуждения соответствующей административной процедуры может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов обратившегося в суд лица, если привлечение этого лица к участию в административной процедуре произведено вопреки действующим правовым нормам и сопряжено с необоснованным нахождением такого лица под риском наступления неблагоприятных имущественных, организационных, репутационных и иных подобных последствий.
Таким образом, приказы антимонопольного органа о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства могут выступать предметом самостоятельного судебного оспаривания.
Вместе с тем, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что судебные акты судов трех инстанций подлежат оставлению без изменения.
Решением суда по другому делу правительству отказано в удовлетворении требования о признании незаконным вынесенного по делу предупреждения. Суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого предупреждения, признав обоснованными выводы ФАС России о наличии в действиях администрации признаков нарушения Закона о защите конкуренции.
Впоследствии ФАС России вынесено решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства и в целях устранения нарушений вынесено предписание. В судебном порядке правительство не оспорило данные ненормативные акты.
С учетом того, что обстоятельства, свидетельствующие о возможном нарушении прав администрации принятым ФАС России приказом о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, отпали, оспоренное предупреждение признано судом законным и по результатам проверки антимонопольным органом принято окончательное решение о признании правительства нарушившим Закон о защите конкуренции, Судебная коллегия полагает, что отмена судебных актов по делу и рассмотрение предъявленного в рамках настоящего дела требования не приведет к восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Комментарии
Приказы антимонопольных органов можно обжаловать в суде.
Вместе с тем, следует иметь ввиду, что пока дело будет рассматриваться в арбитражном суде, может быть выдано предупреждение или даже решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Следовательно, деньги и время на ведение дела могут быть потрачены впустую.
На наш взгляд, целесообразнее всего оспаривать решение и (или) предписание по делу. Если при возбуждении дела было нарушено законодательство, то в одном заявлении в суд можно потребовать признания незаконным и необоснованным как приказа о возбуждении дела, так и решения с постановлением. Однако принимать решение нужно обязательно с учетом всех обстоятельств дела, в момент разработки стратегии ведения судебного дела.